Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Опубликовано: 2-03-2012, 16:22Комментариев: 0

"Русские святые ХХ века.

Русские святые,

канонизированные в ХХ веке."


Классный час. « Русские святые XX столетия. Русские святые, канонизированные в ХХ веке.»
Цель: познакомить учащихся с личностями святых, показать значение их
деятельности в истории России; способствовать стремлению и
потребности совершать добрые дела и поступки.

Эпиграф. Истинный показатель цивилизации – не уровень
богатства и образования, не величина городов, не
обилие урожая, а облик человека, воспитываемого
страной.
Э. Эмерсон

(Слайд 1 «Русские святые») Словом можно убить, словом можно спасти;
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
В. Шефнер. «Слова»
Ведущий: В лихую годину жизни своей Родины, в тяжкие минуты люди преодолевают с ней все препятствия, остаются верными до конца, посвящают ей все добрые дела, отдают сердечный жар и нежность. Наш сегодняшний классный час посвящён именно таким людям, которые верно служили Родине, преданно любили её, умножали славу её, не жалея жизни.
Вступительное слово классного руководителя
«Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалин¬ке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять сво¬им детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жиз¬ни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся?
Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему сле¬довать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уваже¬нием».
— Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему?
Вы часто слышите слова: «О человеке судят по делам его».
— Каким должен быть человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?
Сегодня мы с вами будем говорить именно о таких людях, которые своими делами и поступками заслужили право быть причисленными русской православной церковью к лику святых. Это Серафим Саровский, Фёдор Ушаков и царская семья Романовых.
— Ребята, а какого человека называют «святым»? Как вы понимаете значение этого слова?
— А вот как даёт толкование «Словарь русского языка» под ред. Ожегова:
(Слайд 2 «Толкование слова «святой»)
Святой. 1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный. Святая любовь к Родине. Святое отношение к долгу гражданина. 2. Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая истина. Святая обязанность. 3. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Святая вода. 4. в знач. сущ. святой, -ого, м., святая, -ой, ж. У христиан: человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. Причислить к лику святых.
— Одним из таких людей является Серафим Саровский.
(Слайд 3 «Серафим Саровский»)
Ученик: В 1759 году в российском городе Курске в семье горожан Мошниных, Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором. Отец Серафима Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он це¬нил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан города Курска. В 1762 году отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать мальчика осматривала строящийся храм, она повела сына на самый верх колокольни. Маль-чик свесился через перила и сорвался вниз. Мать думала, что он по¬гиб. Каково было ее удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым. 1769 год. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А еще он очень любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.
Ученик: Когда Серафиму Саровскому исполнилось 17 лет, он ре¬шает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать бла¬гословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь. В 1778 году Серафим Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из ки¬париса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на бо¬гослужение.
Ученик: Вот какое описание Серафима Саровского сохранилось в истории: «Был он высок. Он имел полное, покрытое приятной белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которою на оконечностях рта соеди¬нялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обла¬дал большой физической силой, увлекательным даром слова и счаст¬ливой памятью.
— Ребята, сравните это описание с изображением. (Изображение Серафима Саровского)
— Как понимать слова и выражения «увлекательный дар слова и счастливая память»? (Рассуждение учащихся класса.)
Ученик: В 1793 году о. Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В продолжение всей своей жизни о. Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: бе¬лый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы — вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилав¬ку. На балахоне висел крест, тот самый, которым благословила его родная мать, отпуская из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие.
В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню ни¬когда не ходил. В холодную пору он топил келью, колол и рубил дро¬ва, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возде¬лывал грядки на своем огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, отец Серафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питался летом. Труд был ему в удовольст¬вие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, кото¬рые приходили к нему за благословением.
Вскоре он перестал есть хлеб, питался только овощами, которые сам вырастил.
Ученик: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.
А еще история сохранила записи о чудодейственных делах Сера¬фима Саровского. Серафим Саровский искренне помогал всем лю¬дям, кто приходил к нему с чистым сердцем и открытой душой.
(Слайд 4 «Памятник С. Саровскому»)
Классный руководитель: По разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, кричат друг на друга, другие таят обиду и очень хотят отомстить за нанесенные душевные травмы, третьи радуются бедам другого человека. Батюшка Серафим встречал любого человека, кото¬рый открывал дверь в его келью. Его светлый ум, ясная память, уме¬ние говорить с людьми исцеляли тело и душу.
Злой человек раскаивался в своих плохих поступках, жадный совершал благородные поступки, строил храмы, помогал бедным. В людях, которые к нему приходили, он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому, кто приходил к нему за помощью и поддержкой.
История хранит несколько удивительных историй, связанных с именем старца Серафима.

Ученик: Автор: Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шап¬кою в руке, с растрёпанными волосами и спросил в отчаянии у перво¬го встречного монаха, шедшего ему навстречу:
Крестьянин: Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?
Автор: Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к нему в ноги и убедительно говорил...
Крестьянин: Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без неё совсем нищий; не знаю, чем кормить буду семью. А, говорят, ты уга¬дываешь!
Автор: Отец Серафим, ласково взяв его за голову и приложив к сво¬ей, сказал...
Серафим: Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Ког¬да будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там ты увидишь калиточку; войди в неё, отвяжи свою ло¬шадь от колоды и выведи молча.
Автор: Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове был слух, что он действи¬тельно отыскал лошадь в указанном месте.
Ученик: Недалеко от города Новгорода жил помещик, который тяжело и безнадежно заболел. Как его не лечили, ничто не помогало. Поехал помещик со своими слугами к батюшке Серафиму. Сам помещик идти не мог, его несли слуги. Побыв у отца Серафима чуть больше часа, говорили свидетели случившегося, он вышел на своих ногах, с мешком сухарей в руке, счастливый и довольный.
Спустя некоторое время приехал он к отцу Серафиму еще раз и просил его сказать о том, как он должен отблагодарить его за свое спа¬сение. На что отец Серафим предложил ему отдать все свое богатство людям, которым очень трудно жить.
Помещик вернулся домой, продал свое имение, а крестьянам дал вольную. В течение 15 лет люди приходили в Саровскую обитель за помощью и поддержкой.
Ученик: Однажды к отцу Серафиму приехал боевой генерал, грудь которого была увешана орденами. Он смело зашёл к старцу в келью. Каково же было удивление ждавших генерала людей, когда он вышел весь в слезах, а ордена его свалились и старец вынес их, держа в руке. «Они свалились потому, что ты получил их незаслуженно», сказал старец и ушёл в свою келью.

Ученик: Старец умер в 1883году. Прожил он 72 года. В 1891 году над его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому. По инициативе Императора Николая II канонизированный Российской церковью в 1903 году как чудотворец.
(Слайд 5 «Серафимо-Дивеевский монастырь»)
Классный руководитель задает вопросы учащимся.
— Кем, по вашему мнению, был Серафим Саровский: крестьянин, сажавший лук на своем огороде, сын, до конца своих дней хра¬нивший медный крест своей матери, лекарь, исцелявший боль¬ных и дававший надежду на спасение?
— Чем он отличался от обычных людей?
— Какими качествами характера был наделен Серафим Саровский?
— Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?
Классный руководитель: Мы с вами познакомились с жизнью Серафима Саровского — человека-легенды, святого рус¬ской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а мно¬жится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы ска¬зать о том, что его добрые дела живут и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эту эстафету после него.
(Звучит музыка к песне гр. «Любэ» «Там за туманами»)
(Слайд 6 «Ф.Ф. Ушаков»)
— Имя следующего святого тесно связано с землёй мордовской – это Фёдор Фёдорович Ушаков — выдающийся русский флотоводец, адмирал. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Ученик. Фёдор Ушаков родился 24 февраля 1744 года или 1745 года в селе Бурнаково Ярославской области, в небогатой дворянской семье: отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков, сержант в отставке, дядя — старец Феодор Санаксарский. Окончил Морской кадетский корпус в 1766году, служил на Балтийском флоте.
С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов. 30 июня 1769 года получил звание лейтенанта. В конце 1772 года получил в командование бот «Курьер», находился в крейсерстве в Чёрном море вдоль южного берега Крыма. В 1773 году, командуя 16-ти пушечным кораблём «Модон», участвовал в отражении высадившихся в Балаклаве турок.
Ученик. С 1775 года командовал фрегатом. В 1780 году назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры. В 1780—82 командир линейного корабля «Виктор», который охранял в Средиземном море русские торговые суда от пиратских действий английского флота.
С 1783 года на Черноморском флоте, наблюдал за постройкой кораблей в Херсоне, участвовал в строительстве главной базы в Севастополе. Свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени (1784) получил за успешную борьбу с турецким флотом при Очакове. В начале русско-турецкой войны 1787 – 1792 годов — командир линейного корабля «Святой Павел».
В ходе войны Ф. Ф. Ушаков развивает принципы новой тактики маневренного морского боя. Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчинённых. В 1789 году произведён в контр-адмиралы. В 1798—1800 гг. — императором Павлом I назначен командующим российскими военно-морскими силами в Средиземном море. Задачей Ф. Ф. Ушакова была поддержка на море действий войск антифранцузской коалиции.
(Слайд 7 «Памятник Ушакову»)
Ученик. Во время Средиземноморского похода 1798—1800 гг., Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции; стал автором её конституции. В 1799 году произведён в адмиралы. В 1800 году эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.
Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге, а в 1807 году уволил в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.
Ученик. В годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: «Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своем из С.-Петербурга около 8 лет вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям божьим во всякое время, а в великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель в Соборную церковь дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой церкви».
(Слайд 8 «Могила Ушакова»)
Ученик. Флотоводец умер 2(14) октября 1817 года в своём имении в деревне Алексеевка (ныне Республика Мордовия Темниковский район). Похоронен в Санаксарском монастыре близ города Темникова.
5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии. Торжественное богослужение прошло в Санаксарском монастыре. Деяние о его канонизации указало: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех». 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростовских святых), 23 июля и 2 октября. Фёдор Ушаков (в церковном календаре воин Феодор Санаксарский) почитается как святой покровитель российского военно-морского флота (с 2000 года) и стратегических военно-воздушных сил (с 2005 года).
(Слайд 9 «Канонизация Ушакова»)
Учитель. – Ребята, за что же канонизирован Фёдор Ушаков и причислен к лику святых? (За славные победы в боях за Отечество, за милосердие, за благотворительность, за силу христианского духа.)
— Да, именно за благие дела остался он в памяти людей и был причислен к лику святых.
(Звучит музыка к песне О. Газманова «Офицеры»)
Классный руководитель: Серафим Саровский, адмирал Ушаков – это отдельные личности, причисленные к лику святых. А вот в 2000 году Русская православная церковь причислила целую семью к лику святых как страстотерпцев. Это семья последнего российского императора Николая II, состоящая из семи человек.
(Слайд 10 «Царская семья»)
— Как вы понимаете слово «страстотерпцы»? Кто это такие? (Те, кто натерпелся страсти.)
Ученик. В 1917 году, после Февральской революции7, отречения от престола и домашнего ареста, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск. После прихода к власти большевиков и начала гражданской войны, в апреле 1918 года, получено разрешение Президиума (ВЦИК) четвертого созыва о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними.
Ввиду наступления Чехословацкого корпуса и белой Сибирской армии на Восточном фронте, большевиками было решено спешно осуществить казнь в Екатеринбурге, куда на тот момент была переправлена царская семья.
В качестве одной из причин расстрела советские власти называли заговор с целью освобождения Николая. Этот заговор на самом деле являлся провокацией большевиков, стремившихся получить основания для казни.
Семью Романовых разместили в реквизированном особняке горного и военного инженера-строителя Н.И. Ипатьева, в котором она провела последние 78 дней жизни.
(Слайд 11 «Дом Ипатьева»)
Ученик. В ночь с 16 на 17 июля Романовы и обслуга легли спать, как обычно, в 22 часа 30 минут. В 23 часа 30 минут в особняк явились два особоуполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома командиру отряда охраны и предложили немедленно приступить к исполнению приговора.
Разбуженным членам семьи и персоналу объявили, что в связи с наступлением белых войск особняк может оказаться под обстрелом, и поэтому в целях безопасности нужно перейти в подвальное помещение. Все спустились со второго этажа дома и перешли в угловую полуподвальную комнату. Когда все разместились в комнате, огласили приговор. Сразу же после этого царскую семью расстреляли. В 1 час ночи 17 июля расстрел был завершён. ( Слайд 12 Кадр из кинофильма)
Ученик. 1 октября 2008 года Президиум Верховного Суда РФ признал Николая и его семью жертвами политических репрессий и реабилитировал их.
В 1981 году царская семья была канонизирована Русской православной церковью за рубежом, в 2000 — Русской православной церковью.
20 сентября 1990 года Горсовет Екатеринбурга принял решение об отводе участка, на котором стоял снесённый дом Ипатьева, Екатеринбургской и Верхотурской Епархии. Здесь в 2000-х годах был сооружен храм «в память о невинно убиенных».
(Слайд 13 «Храм на крови»)
— За что же канонизировали семью Романовых?
Классный руководитель: Обратимся к нашему эпиграфу.
(Слайд 1«Русские святые») Как вы понимаете его?
— Каких граждан воспитала страна? (Чутких к жизни народа, преданных Родине, которые стали российской святыней.)
Стихотворение С. Белого
В годины праздных испытаний, Из моря слёз, из моря муки
В годины мёртвой суеты — Судьба твоя видна, ясна:
Затверденей алмазом брани Ты простираешь ввысь, как руки,
В перегоревших углях — Ты, Свои святые имена —

Восстань в сердцах, сердца исполни! Туда, в развалы грозной эры
Произрастай, наш край родной, И в визг космических стихий,—
Неопалимым блеском молний, Туда, в светлеющие сферы,
Неодолимой купиной. В грома летящих кораблей.
— В память тех, чьи имена вписаны в страницы истории России звучит песня «Звонят, звонят колокола».
  Классный руководитель: Дорогие ребята! Я вам желаю, как в той притче, прозвучавшей в начале нашего разговора: «Живите так, ... , чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уваже¬нием», чтобы ваша жизнь была примером для подражания.
"Русские святые ХХ века. Русские святые, канонизированные в ХХ веке." Открытый классный час.
"Русские святые ХХ века. Русские святые, канонизированные в ХХ веке." Открытый классный час.
"Русские святые ХХ века. Русские святые, канонизированные в ХХ веке." Открытый классный час.
"Русские святые ХХ века. Русские святые, канонизированные в ХХ веке." Открытый классный час.

Поделиться:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный Coloring Pages Reddit Video Downloader
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"