Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Подготовка дошкольников

 Programma-podgotovki-k-sistemnomu-obucheniyu-v-shkole-EP.pdf [1,03 Mb] (cкачиваний: 3)

 

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду, в подготовительных классах общеобразовательных учреждений на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.


Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих пердметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности.

Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения.

Мотивы учения.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогов и родителей в подготовке детей к школе.

Работа учителя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.

Вводные навыки.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).

Вводные навыки:

1. Речевые знания и умения:
- знание букв, умение читать;
- звуковой анализ слова;
- построение фразы;
- словарный запас;
- фонематический слух;
- звукопроизношение.

2. Математические знания и представления:
- счет в пределах 10 (прямой и обратный);
- состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
- пространственные представления (верх – низ, право – лево).

3. Навыки учебной работы:
- посадка за столом (партой);
- способ удерживания пишущего предмета;
- ориентация на странице в тетради, книге;
- умение слушать и выполнять задание педагога;
- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду, в подготовительном классе. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

- внимательно ли он слушает взрослого;
- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Графический навык.

В условиях детского сада, подготовительного класса в общеобразовательной школе дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду,в подготовительном классе, но и дома.

В подготовительном классе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Уровень обобщений (предпосылки логического мышления).

К концу дошкольного возраста в знакомых областях действительности дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки, начинают использовать также и словесные обобщения. Ребенок овладевает более высоким уровнем обобщений и использует их в общении и деятельности. Эти обобщения Л. С. Выготский назвал потенциальными понятиями, так как по своей форме они – понятия (дети употребляют те же обобщающие слова, что и взрослые, и правильно используют их), но по своему основанию это – комплексы, они включают внешние наглядные признаки и связи объектов, носят практический и функциональный характер. Для ребенка определить предмет или понятие – значит сказать, что можно делать с этим предметом. Потенциальные понятия (предпонятия) – это наиболее развитая форма комплексного мышления, которую Л. С. Выготский назвал "переходным мостом" к высшей ступени развития обобщений – истинным понятиям.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.) показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи (громкого проговаривания и проговаривания шепотом), и лишь на основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий.

Зрительный анализ геометрических фигур (образное мышление).

В мыслительной деятельности старших дошкольников в различной степени представлены три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное).

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий. Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи. Вначале разрозненные, неполные, конкретные, представления становятся все более полными, точными и обобщенными, формируются пока еще простые системы обобщенных представлений об окружающих вещах и явлениях.

По мере накопления индивидуального опыта в результате практической и познавательной деятельности и общения ребенка с окружающими конкретные образы предметов приобретают все более обобщенный схематизированный характер. При этом наиболее существенные, значимые свойства и связи выступают на первый план и составляют основное содержание представления; несущественные, второстепенные свойства и случайные связи утрачиваются.

Обобщенный и схематизированный характер представлений дошкольников позволяет широко использовать разнообразные модели и схемы для их обучения и формирования элементарных понятий.

Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план групповой комнаты или местности и т. д.) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности. На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их. Задача педагога на данном этапе – научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Недостаточное развитие зрительного анализа в последствии может явиться причиной ошибок при чтении и письме; замене букв, сходных по написанию, и др., серьезных затруднений в усвоении математики.

В процессе специально организованной детской деятельности и обучения зрительный анализ достаточно легко тренируется. Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы – организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

Вербальная механическая память.

Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.

Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.

Произвольная регуляция деятельности.

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения педагога, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.

Причины недостаточного развития произвольности поведения и дейтельности у детей этго возраста могут быть разные. Это – недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Поэтому формирование произвольности деятельности включает: развитие мотивов учения; обеспечение условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка и укрепление его здоровья; формирование психологических механизмов произвольности через организацию детской деятельности и использование специальных игр и упражнений.

Обучаемость.

Обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия "обучаемость" лежит положение Л. С. Выготского о "зоне ближайшего развития ребенка", которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь таким образом на новую ступень умственного развития.

Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного и/или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.
   
Учебно-методический комплект для подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе    
 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 
  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
   
    П О Л О Ж Е Н И Е
о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг

в НОУ «Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского»

г. Мирного РС (Я)

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основе Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава НОУ «Православная Гимназия».
1.2. Настоящее положение определяет порядок и условия оказания дополнительных платных услуг в НОУ «Православная Гимназия».
1.3. Перечень дополнительных платных услуг, оказываемых образовательным учреждением, и порядок их предоставления определяется Уставом Гимназии и настоящим положением.
1.4. Настоящее положение является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями и сотрудниками НОУ «Православная Гимназия».
1.5. Настоящее положение является локальным актом к Уставу НОУ «Православная Гимназия».
1.6. Платные дополнительные образовательные услуги – это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной государственным стандартом.
1.7. Платные дополнительные образовательные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств (средств сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей (законных представителей), на условиях добровольного волеизъявления) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. 
2. Цели платных дополнительных услуг
2.1. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.
2.2. Оказывая населению платные дополнительные образовательные услуги, НОУ «Православная Гимназия» преследует следующие задачи:
 углубить знания обучающихся по предметам;
 развить интерес обучающихся к самостоятельному приобретению знаний;
 расширить кругозор обучающихся;
 создать условия для оптимального выбора профессии.
3. Условия предоставления платных дополнительных услуг
3.1. Образовательное учреждение обязано довести до всех участников образовательного процесса родителей, законных представителей, учащихся, преподавателей (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
 условия предоставления платных дополнительных услуг;
 перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
 уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
 стоимость образовательных услуг
 сведения о наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего.
3.2. Образовательное учреждение и родители (законные представители) заключают договор на оказание платных дополнительных услуг.
3.3. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются на условиях, определенных в договоре. Договор заключается в письменной форме и в двух экземплярах, один из которых остается у родителей (законных представителей).
3.4. В договоре должны быть отражены права и ответственность заказчика (родителей) и исполнителя (гимназии).
3.5. Форма договора является приложением к данному положению.
3.6. Сбор средств, получаемых за предоставление платных дополнительных услуг, производится только через учреждение банка.
3.7. При заключении договора родители (законные представители) должны быть ознакомлены с настоящим положением и другими нормативными актами, определяющими порядок и условия предоставления платных дополнительных услуг в данном образовательном учреждении.
4. Организация платных дополнительных услуг
4.1. Платные образовательные услуги организуются на основе запросов родителей (законных представителей) и обучающихся.
4.2. Работа осуществляется на основе договора об оказании платных дополнительных услуг НОУ «Православная Гимназия» и родителями (законными представителями) обучающихся.
4.3. Руководитель образовательного учреждения в начале учебного года издает приказ об организации платных дополнительных услуг, в котором определяется состав работников, занятых оказанием платных услуг, их функциональные обязанности, а также график работы, расписание занятий; утверждает смету доходов и расходов по каждому виду оказываемых услуг.
4.4. Педагоги, которые оказывают платные образовательные услуги, разрабатывают программы и календарно-тематическое планирование.
4.5. Образовательное учреждение организует контроль за качеством образовательных услуг, для этого заводится книга «Замечаний и предложений по предоставлению платных услуг».
4.6. Руководитель образовательного учреждения обязан (не менее одного раза в год) представить Попечительскому совету отчет о доходах и расходах средств, полученных образовательным учреждением от предоставления платных образовательных услуг.
4.7. Образовательное учреждение ведет учет часов платных образовательных услуг.
4.8. Бухгалтер образовательного учреждения составляет сметы доходов и расходов, ведет учет поступления и расходования средств от платных услуг, начисляет заработную плату сотрудникам, занятым в оказании платных услуг.
5. Перечень платных дополнительных услуг
5.1. В НОУ «Православная Гимназия» могут осуществляться следующие платные
дополнительные услуги:
• профессиональная подготовка обучающихся по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями;
• изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
• репетиторство с обучающимися;
• курсы (в том числе дистанционные):
 по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения;
 по изучению иностранных языков;
 повышения квалификации.
• кружки:
 фото-, кино-, видео- радиоделу;
 кройке и шитью, вязанию, домоводству, журналистике и др.
• группы по подготовке детей в 1 класс;
• группы по подготовке к ЕГЭ;
• спортивные и физкультурные секции, группы, в том числе оздоровительные;
• ксерокопирование документов и различных материалов;
• выпуск методической авторской литературы учителей Гимназии.

5.2. Перечень платных дополнительных услуг является «открытым»: образовательное учреждение вправе осуществлять и иные платные дополнительные услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными документами.
6. Ответственность образовательного учреждения
6.1. Образовательное учреждение при оказании платных дополнительных услуг является исполнителем данных услуг.
6.2. Перед заказчиками услуг (родителями, законными представителями) образовательное учреждение несет ответственность согласно действующему гражданскому законодательству:
 за выполнение обязательств в полном объеме (по количеству часов и по реализации учебной программы, указанной в договоре);
 за качество, заявленное в договоре на оказание платных дополнительных услуг;
 за выполнение образовательной программы в указанные в договоре сроки;
 за жизнь и здоровье детей во время оказания платных дополнительных услуг в образовательном учреждении;
 за безопасные условия прохождения образовательного процесса;
 за нарушение прав и свобод обучающихся, работников образовательного учреждения;
 за иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
6.3. Кроме ответственности перед заказчиком, образовательное учреждение несет ответственность:
 за своевременное и правильное начисление и уплату налогов;
 за соблюдение законодательства о труде;
 за охрану труда.
6.4. Директор образовательного учреждения несет ответственность за соблюдение действующих нормативных документов в сфере оказания платных образовательных услуг, а также гражданского, трудового и уголовного законодательства.
6.5. Контроль за организацией и условиями предоставления платных образовательных услуг, а также за соответствием действующему законодательству нормативных актов и приказов, изданных руководителем учреждения образования по вопросам организации предоставления платных образовательных услуг в образовательном учреждении, осуществляется государственными органами и организациями, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательных учреждений, а также заказчиками услуг в рамках договорных отношений.
6.6. Ответственность заказчика (родитель, законный представитель) определена договором.
6.7. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору образовательное учреждение и родитель (законный представитель) несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Рассказать о нас:

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный Coloring Pages Reddit Video Downloader
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"