Опубликовано: 22-02-2013, 05:22Комментариев: 0
Общешкольное родительское собрание. Информационная безопасность детей. | |
Повестка дня: | 1. Информационная безопасность детей. Международное и федеральное законодательство. |
2.Здоровье обучающихся. Анализ медицинского осмотра. | |
3. Разное. | |
Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Школа оказалась не готовой к появлению конкурента –«параллельной школы» в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывает ей. Родители зачастую отстают в информационной грамотности от своего маленького ребенка и даже не подозревают, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, видео или слушая музыку через наушники. Конечно, решение данной проблемы требует комплексного и системного подхода, как со стороны государства, так и реальных действий от каждого из нас. Интернет в мировом контексте. Интернет впервые был разработан в 1969 году группой американских ученых в целях обороны для быстрого распространения информации. К 1997 году в Интернете насчитывалось уже более 10 миллионов пользователей, так как он стал для всех невероятно удобным средством обмена информацией. На сегодняшний день Интернет состоит из многочисленных компьютерных сетей. Если обратиться к законодательству по обеспечению безопасности детей в информационной сфере, то следует отметить о наличии достаточного множества Международных правовых актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности ребенка. Подробно останавливаться не будем, на слайдах представлен перечень документов. Следовательно, обеспечение государством информационной безопасности детей – требование международного права. В нашем государстве данный вопрос также находится под пристальным вниманием законодательных институтов. Так, 29 декабря 2010 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ внесены изменения, направленные на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Каковы же основные факторы негативного влияния информационных технологий По результатам исследований, Американская Академия Педиатрии выделила 4 основных фактора со стороны средств массовой информации, которые негативно влияют на детей: 1. Насилие в СМИ, 2. Элементы эротики, 3. Навязывание стереотипов по нереальным формам тела, 4. Нарушение физического здоровья детей. По результатам проведенных исследования в этой области данный список можно продолжить: 5. Нарушение психологического здоровья детей, 6. Нарушение социальных отношений детей. Итак, посмотрим несколько подробно на каждый из пунктов: Пропаганда насилия в СМИ Различные исследования, которые проводились с 70 годов 20 века, показали, что частое подвергание элементам насилия в информационном пространстве может привести к развитию агрессивного поведения среди детей, притуплению чувств во время причинения боли другим детям и взрослым, боязни окружающего мира. Следующий названный фактор: Элементы эротики в СМИ Различные информационные источники, содержащие элементы эротического характера, могут травмировать моральное суждение детей. По результатам аналитических исследований, те дети, которые любят смотреть эротику чаще всего: • пропускали школьные занятия из-за того, что смотрели видео, играли в компьютерные игры, «сидели» в Интернете или были в компьютерном клубе; • считают, что их родители не понимают их (проблемы, желания); • имеют вредные привычки: потребление спиртных напитков, пива, курение, игра на деньги; • имеют ранние половые связи. Таким образом, те дети, которые остаются бесконтрольными со стороны родителей, которые используют информационные источники без соблюдения мер предосторожности, имеют различные плохие привычки и пристрастия, которые являются угрозами для здоровья и учебы. Следующий фактор: Навязывание стереотипов по формам тела По заключениям экспертов, в рекламе часто используют преувеличенные и несоответствующие реалиям формы тела. Это может привести к неправильным представлениям среди детей о том, как выглядит здоровое тело человека. Таким образом, в будущем пытаясь походить на главных героев в рекламе, дети или подростки могут пострадать от недоедания и различных других болезней. Причем, этот эффект распространяется как на девочек так и на мальчиков. Следующий фактор: Влияние на здоровье. Проводя много времени с информационными источниками, дети часто рискуют существенно ухудшить свое здоровье. По данным выполненного исследования, дети проводят более 20 часов в неделю за просмотром телепередач, компьютером, прослушиванием музыки или за Интернетом. Такой образ жизни сильно влияет на склонность к ожирению среди детей по причине недостаточной физической нагрузки, порче осанки, ухудшению зрения (со всеми вытекающими последствиями). Влияние на успеваемость. Помимо проблем со здоровьем, часто возникают проблемы с успеваемостью в школе. Дети тратят меньше времени на выполнение домашних заданий, что приводит к низкой самооценке и чувству дискомфорта в школе. Влияние рекламы. Отдельно хотелось бы отметить влияние на ребенка рекламы. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и формирует у населения систему определенных ценностей, идей и стандартов. На телевидении существуют различные виды рекламы. По мнению психологов, самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики. По результатам исследования российских ученых, чем младше ребенок, тем он больше доверяет рекламе. Однако с возрастом дети все более критично к ней относятся. Поэтому необходимо уделять особое внимание тому, что смотрят по телевизору дети младшего возраста. Следующий, самый страшный фактор влияния СМИ на ребенка – суицидальное поведение. Как выяснилось во время групповых дискуссий с педагогами, дети порой думают, как можно красиво умереть. Так, по мнению одной девочки-подростка, – это «броситься со скалы». Эта информация была получена ею из Интернета! Таким образом, СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, также все больше и больше времени они проводят в Интернете. В конечном счете, нельзя игнорировать то, что дети несчетное число раз пережили, глядя на телеэкран: то хладнокровную стрельбу по людям, как совершенно безобидное, не оставляющее никаких последствий театральное представление, то избиение слабых и т.д. Усиливает эффект активная вовлеченность в насилие через компьютерные игры. И глубоко ошибаются те, кто полагает, что дети прекрасно понимают со всей четкостью различие между реальной жизнью и жизнью на экране, в Интернете, играх. Каковы же возможности родителей и их реальная вовлеченность в дела детей? По результатам проведенных исследований очень заметно влияние родителей на благополучие детей в целом, их защищенность от неблагоприятного воздействия окружения, в том числе информационной среды. По словам психологов, дети часто следуют своим родителям при обработке информации, поэтому очень важно правильно на нее среагировать, находясь с детьми. Более того, очень важно уделять больше вни-мание детям и их времяпрепровождению. “Все зависит от воспитания родителей, следят ли они за режимом дня ребенка. Если нет контроля со стороны родителей, конечно ребенок весь день сидит и смотрит ТВ” (психолог). К сожалению, на сегодняшний день многие взрослые отстают от своих детей в знаниях пользованием различными источниками доступа к информации. Засим, многие специалисты советуют воспитывать не только среди детей, но и среди самих родителей культуру восприятия информационного поля. |
|
Большинство детей проводят за партой большую часть дня в течение 11 лет своей жизни. Время обучения в школе совпадает с напряженным периодом роста и развития, многофункциональных перестроек, когда организм крайне чувствителен к воздействию факторов окружающей среды. Родители, педагоги совместно с медицинскими работниками должны сохранять и укреплять здоровье школьников. Однако, в настоящее время наблюдается удручающая тенденция в состоянии детского здоровья: рост заболеваемости, увеличение распространенности хронических патологий, снижения количества здоровых детей. За последние 10 лет отмечают рост функциональных отклонений и хронических заболеваний со стороны ЦНС, нарушения костно-мышечной системы, желудочно – кишечного тракта, а также аллергической патологии. Также, более, чем на 20% увеличилась доля детей с отклонениями в физическом развитии. Следовательно, родители и школьный персонал должны играть основную роль в сохранении здоровья детей и подростков. Очевидно, что для проведения профилактической и коррекционной результативной работы необходима реальная информационная картина о состоянии здоровья детей. Основным инструментарием для проведения регулярного и объективного мониторинга состояния здоровья школьников является проведение ежегодных медицинских профилактических осмотров. Сейчас мы представим вашему вниманию сравнительный анализ результатов профилактических медицинских осмотров наших обучающихся за истекшие два года. Итак, в 2011 – 2012 уч.году обследование медицинских специалистов узкого профиля в гимназии прошли 76% детей, в этом году эта цифра увеличилась и составляет 88%. В прошлом учебном году обследование проводилось по восьми направлениям: - стоматология; - костно-мышечная система; - органы зрения; - нервная система; - бронхо – легочная система; - эндокринная система; - пищеварительная система; - врожденный порок сердца. В текущем учебном году по объективным причинам направления медосмотра несколько изменились: - стоматология; - костно-мышечная система; - органы зрения; - эндокринная система; - ЛОР; - выделительная система; - кожный покров. (Сравнительный анализ заболеваемости за два года см презентацию) |
|
Таким образом, мы можем говорить о позитивных изменениях в состоянии здоровья наших детей, хотя очень настораживает показатель заболеваемости детской эндокринной системы. Причиной тому, конечно, неблагоприятная экологическая обстановка в нашем регионе. Самое главное, на эту проблему обратить должное внимание и всеми силами стараться ее решить, потому что здоровое подрастающее поколение – это наше будущее. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хочу обратить ваше внимание на несколько проблемных вопросов, от которых напрямую зависит здоровье наших детей. Современная школьная нагрузка является более тяжёлой в сравнении, например с нагрузкой 10-летней давности. Ребёнок с первого класса посещает множество кружков и секций дополнительного образования. Вследствие этого современные дети часто сталкиваются с такой проблемой, как хроническое переутомление. Ребёнок становится невнимательным, жалуется на усталость, головную боль, частую смену настроений и т. д. Родителям следует сразу обращать внимание на подобные симптомы и постараться принять меры. Старайтесь чаще организовывать отдых ребёнка, ему полезны игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом и т. д. Ребёнку школьного возраста необходим определённый режим дня, правильное питание и адекватная его возрасту нагрузка. Переутомление школьника также часто связано с неправильной осанкой, и, если не принять меры, то искривление позвоночника испортит жизнь ребенка на многие годы. Следующая проблема – ухудшающееся зрение. Именно в школьном возрасте есть риск развития «школьной близорукости». Приобретённая близорукость возникает из-за сильного переутомления глаз, связанного с частым чтением и плохим освещением. Нельзя исключать и такую причину как частый просмотр телевизора или длительное нахождение ребёнка за компьютером. Нельзя не обратить внимания на проблему снижения иммунитета у детей школьного возраста. Повышенная нагрузка, неадекватный режим дня и часто не очень правильное питание могут привести к этой проблеме. Часто бывают ситуации, когда первоклассник начинает болеть самыми распространёнными заболеваниями, такими как ОРЗ и ГРИПП. Иногда проходит слишком мало времени от выздоровления до нового заболевания, что конечно тоже не идёт на пользу. Для того чтобы поддержать здоровье Вашего ребёнка старайтесь, чтобы в его питании было достаточно витаминов и других необходимых веществ. Ребёнку нужны частые прогулки. В заключение хочется призвать всех вас, уважаемые родители: к здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. Ведь в этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. |
|
Поделиться: