«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, основанной на творческой инициативе, развитие навыка самостоятельного движения в информационном пространстве, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Большое внимание уделяется воспитанию подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.
Одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны.
Становление и развитие нашей гимназии в современном обществе и определило введение в образовательный процесс научно – исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельная исследовательская деятельность необходима как средство и метод активизации и оптимизации учебного процесса.
В нашей Православной гимназии во имя Святителя Иннокентия митрополита Московского основано научное общество учащихся и учителей «Лествица», которое символично отождествляет путь постепенного, непрерывного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования и ступени, возводящие к глубокому и полному освоению наук.
Основная задача этого общества – помочь проявить детям их способности, развивать заинтересованность в приобретении знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, формировать интеллектуальные и практические умения.
В исследовательскую деятельность погружаем учащихся постепенно. Совместно с классными руководителями 3 - 4 классов начинаем выявлять и привлекать к работе более способных детей, которые выполняют на первом этапе доступные творческие задания, соответствующие возрасту и индивидуальным способностям. В 5 - 7 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в виде творческих работ. Краткие сообщения по ним школьники делают на уроках.
Исследовательская работа завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.
Привлекаю к этой работе и родителей, но важно, чтобы они не брали на себя выполнение работы детей, иначе губится вся суть самостоятельной исследовательской деятельности, а только оказывали помощь советом, подбором информации. Проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими работы. С этой целью я провожу специальные собрания – лекции, на которых разъясняю родителям суть научно – исследовательской деятельности учащихся, ее значимость для развития личности ребенка. Рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Так как наша гимназия камерное образовательное учреждение, все учащиеся 5, 6, 7 и отдельные ребята 3 и 4 классов являются членами научного общества. На уровне гимназии для учеников проводятся занятия по написанию, оформлению и защите рефератов, исследовательских и проектных работ. Учащиеся, освоившие данные виды работ в НОУ, играют роль консультантов и координаторов. В соответствии со своими интересами и склонностями они определяют темы своих работ и под руководством педагогов - предметников осуществляют исследовательскую деятельность, развивают навыки интеллектуального труда и коммуникативные способности.
При выборе тем исследований мы учитываем приоритетные направления нашей гимназии, индивидуальные интересы ребят, актуальность и практическую направленность работ, наличие различных источников информации и литературы. В индивидуальном порядке обсуждаем формулировку темы, которая должна быть конкретной. Как руководитель рекомендую избегать тем, которые охватывают широкий объем материала, так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко и полно осветить весь имеющийся материал. Тема должна отражать содержание работы, быть логично связанной с целью исследования.
Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, презентации во время научно – практической конференции «Дети и наука», проходящей непосредственно в гимназии.
Лучшие работы по решению педагогического коллектива и научного общества учащихся гимназии поощряются дипломами, ценными подарками, рекомендуются к представлению на региональную конференцию «Шаг в будущее» и размещаются на сайте гимназии.
Оценка качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленной работы установленным требованиям. Но эксперты обязаны помнить, что они оценивают не объективную значимость работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки члены жюри вникают в личностные мотивы учащегося и его самооценку.
Дни защиты проектов и последний этап конкурса мы хотим сделать праздничными и незабываемыми для детей и всех участников, и чтобы это переросло в традицию нашей гимназии.