Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Опубликовано: 14-08-2018, 09:31Комментариев: 0

«Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5) сказано в Евангелие. Поэтому  любое дело, а тем более воспитание детей должно начинаться с молитвы, с обращения к Богу за помощью и вразумлением. Далее можно сказать, что это тема очень большая, но есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам невоспитан. Если в семье нет элементарной дисциплины, и каждый живет по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими, если в ней постоянные ссоры, грязные слова, дикая музыка; если детей совсем не приучают к тому, с чем им обязательно придется столкнуться в жизни, особенно в семейной; если вся забота родителей лишь о том, чтобы создать детям материальный комфорт, а к прочим сторонам жизни ребенка практически нет никакого внимания, то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно от него ожидать?

Известен психологический закон, что лучшим средством испортить, буквально развратить ребенка является вседозволенность, безнаказанность. Основной принцип такого «невоспитания» – ребенок это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Ребенок – это кумир, который взрослея, будет требовать приносить себе все большие жертвы.

Однако без разумной дисциплины в семье успеха в воспитании ребенка добиться невозможно. В частности, должен быть полный запрет на хулиганские словечки, на развращающие фильмы, картинки, книги, журналы, на дикую музыку и тому подобное. Очень важно наблюдать за компьютерными интересами и играми ребенка, ибо компьютерные игры, как выражаются психологи, «вскрывают» душу и могут и нравственно, и психически, и даже физически, и тем более религиозно, совершенно погубить ребенка. Необходимо больше читать книг, хорошо совместное чтение в семье.

Наглый, хамоватый, грубый подросток, не уважающий собственных родителей, нагло и дерзко относящийся к взрослым людям, пошло относящийся к женщинам стал таким от ПЛОХОЙ информации.

Если посмотрите какой духовной-информационной пищей он «питался», что ему НРАВИЛОСЬ, что он ЛЮБИЛ смотреть, какую музыку он любил слушать и во что играть, то вы обнаружите в его «рационе» компьютерные игры, американские диснеевские мультфильмы, голливудские агрессивные боевики и оккультые мистические фильмы, пошлые западные и российские молодежные комедии, порнографию, тяжелая рок музыка и т. д.

Серьезнейшее наблюдение необходимо за кругом его общения. Уже древние говорили: «Дурные сообщества развращают добрые нравы». И, конечно же, всегда главнейшим в воспитании детей остается пример жизни и поведения родителей, характер их общения между собой, с другими людьми.

Важно отношение родителей к Богу. Бог познается в сердце человека. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение Богу в духе и истине. «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин.4:21-24). Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого.

В основе семейной жизни должно лежать поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью. Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка – мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. Часто бывает не так: ребенка причастили, а сами родители к Чаше не подошли.

Нужно сказать и о молитве. Молитве надо учиться, разбирать непонятные места. Каждую строчку молитвы – нужно детям непременно РАЗЪЯСНЯТЬ, и требовать ответ разумный у ребёнка, чтобы он хорошо ПОНИМАЛ каждое слово молитвы. Чтобы ребенок осмысленно молился. Не читал, не тараторил молитвы как попугай, а молился по настоящему с душой и добрым, внимательным чувством к Богу, а не механически читали молитвословы или ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.

Интересно, что в нашем обиходном православном языке сложились такие устойчивые понятия: молитвенные правила мы – ВЫЧИТЫВАЕМ, а не беседуем, не общаемся с Богом как с самым родным близким для нас.

Встали утром – механически, как роботы – ВЫЧИТАЛИ побыстрей своё молитвенное правило и с чувством выполненного перед Богом долга – принимаемся за свои дела. А нужна ли Богу — такая молитва? Это нас к сожалению — не волнует и не тревожит.

А службу мы — ВЫСТАИВАЕМ. Сходили в церковь, постояли, свечки поставили, по сторонам посмотрели, со знакомыми пообщались – и домой пошли – опять свой долг перед Богом выполнили.

А то, что мы в церкви были ХОЛОДНЫ и далеки от Бога, равнодушны к Нему – нас по прежнему — не волнует.

Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф.18:3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20); это значит уподобиться детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающим их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»: таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге, а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос – не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источника мира, добра и любви, которые есть в семье.

Бог — есть Любовь. Если НАРУШЕН этот принцип — НАРУШЕНО всё в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия. Нет любви в семье — значит, НЕТ среди нас и Бога. Нет и веры в Бога. А любовь, как известно — не раздражается, не гордится, не ищет — своего. А в какой семье — нет подобного греха? Дети всё чувствуют. Остается внешнее, без внутреннего содержания. Соль, потерявшая силу.

Слава Богу, что у нас есть Таинство Покаяния, после которого можно и нужно начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу и попросить Его от всей души помочь подняться из этой пропасти, в которой мы находимся.

Некоторые родители, ходящие в церковь, СТАРАЮТСЯ помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует Спасение их души, а потому, что они ХОТЯТ иметь хороших детей. То есть, их больше беспокоит то, что будут говорить  об их детях другие люди, чем-то, что их дети могут попасть — в Вечную муку. Но как в таком случае поможет им Бог?

Задача не в том, чтобы дети  шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они   ПОЛЮБИЛИ Церковь и Христа. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как жизненно важную необходимость.

Древняя мудрость гласит: «Привычка – вторая натура». Поэтому в высшей степени важно с детства прививать ребенку добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, а не только не совершать дурных поступков.

Очень важно приучать ребенка к честности и в делах, и в словах, и … в мыслях, ибо с мыслей всё начинается. Бесчестный много будет страдать в жизни, ибо, как говорил преподобный Варсануфий Великий, страсти тяжелее скорбей, а преп. Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение».

Огромное и неоспоримое значение в воспитании имеет, конечно, привитие ребенку православных взглядов и навыков. Этому очень помогают жития святых, жизнь замечательных своим высоким нравственным уровнем людей, вообще хорошая литература, начиная с прекрасных народных сказок, церковная, народная и классическая музыка и проч. Ребенок обязательно должен знать Евангелие, христианские начала жизни.

Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего церковного. В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками («растлят»), не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и прочее, хотя должен быть контроль. А результат – дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как не старайся, а из этого мира никуда не деться; серыми, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1Фес.5:21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6:12).

Проблема многих православных семей сегодня вот в чём. Многие верующие люди, почему-то наивно считают, что то, что происходит с детьми из неверующих семей, когда дети из этих семей ругаются, сквернословят, пьют пиво, курят, пошло и нагло себя ведут, грубят взрослым, смотрят порнографию, играют в компьютерные игры и в карты – то православные родители почему то считают, что вот уж их-то это никогда не коснется и им это не угрожает. Они так и говорят: «Наши чада молятся, постоянно причащаются, ходят в храм – что ещё нужно? Ничего дурное их  не коснётся». ОШИБАЕТЕСЬ!

От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на культурном и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей соответствующим «багажом»: развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки ребёнка, – чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели некое культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути своей – явление христианское; и родители просто обязаны приобщать ей детей.

Надо просто ПОНЯТЬ, что Господь — УЧИТ всех людей ДОБРОМУ и прекрасному через все: через природу, через красивую музыку, через живопись, через хорошие фильмы, книги, сказки, рассказы, повести.

Но и тут всё упирается в семью. Если все культурные потребности удовлетворяются телевидением – или, по противоположности, в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно «православное», а от всего остального шарахаются, – то откуда детям взять культурное воспитание? Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф.5:13), то есть чтобы они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху и свидетельствовать о Христе, чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного (Мф.5:16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть в этом примером для детей.

Итак, подведём итоги. Как нам воспитывать наших детей? Прежде всего надо их любить, заниматься с ними, уделять им время – то, чего у нас большой дефицит. Нужно во всём быть примером для детей: самим родителям учиться жизни и культуре, не «закисать» в быту, учиться быть христианами во всём, воспринимать церковность не начётнически-узко, а так, как она есть – охватывающей всё богатство человеческого бытия; быть открытыми, «незашоренными», порядочными и здравомыслящими людьми. Наконец, нужно уважать своих детей, доверять им – этим и создастся в семье атмосфера мира, любви, доверия и свободы, без которых невозможна никакая духовная жизнь. Если наши дети, при внешнем церковном обучении, растут без любви, брошенными, в немирной обстановке, задёрганные, без уважения к себе, без раскрытия их творческого и человеческого потенциала, – то есть большой риск, что, придя в возраст, они воспримут Церковь как лицемерие и не смогут стать настоящими христианами.

И, конечно, необходимо осознать личную ответственность за наших детей перед Церковью и Отечеством. Какие мы – такие и наши дети. Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи, – а не перелагать оное на внешние церковные формы в надежде, что благодать «автоматически» подействует. Церковь – не магия, в ней нет ничего автоматического; действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями человека, а особенно в деле духовного воспитания.

Источник: http://pravgym.ru/mysli-o-pravoslavnom-vospitanii-detej/
Материал подготовил В.Н. Шестаков, учитель Варницкой гимназии.

При написании статьи использовались работы А.И. Осипова, игумена Петра (Мещеринова) и других авторов. 
 

Поделиться:

 

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"