Опубликовано: 11-04-2012, 08:30Комментариев: 0
ВОСХОЖДЕНИЕ ПО «ЛЕСТВИЦЕ»
журнал "Народное образование Якутии" № 4 2011 год
|
|
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В.А.Сухомлинский Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, основанной на творческой инициативе, развитие навыка самостоятельного движения в информационном пространстве, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Большое внимание уделяется воспитанию подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Становление и развитие нашей гимназии в современном обществе и определило введение в образовательный процесс научно – исследовательской деятельности учащихся. Самостоятельная исследовательская деятельность необходима как средство и метод активизации и оптимизации учебного процесса. В нашей Православной гимназии во имя Святителя Иннокентия митрополита Московского основано научное общество учащихся и учителей «Лествица», которое символично отождествляет путь постепенного, непрерывного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования и ступени, возводящие к глубокому и полному освоению наук. Основная задача этого общества – помочь проявить детям их способности, развивать заинтересованность в приобретении знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, формировать интеллектуальные и практические умения. В исследовательскую деятельность погружаем учащихся постепенно. Совместно с классными руководителями 3 - 4 классов начинаем выявлять и привлекать к работе более способных детей, которые выполняют на первом этапе доступные творческие задания, соответствующие возрасту и индивидуальным способностям. В 5 - 7 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в виде творческих работ. Краткие сообщения по ним школьники делают на уроках. Исследовательская работа завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. Привлекаю к этой работе и родителей, но важно, чтобы они не брали на себя выполнение работы детей, иначе губится вся суть самостоятельной исследовательской деятельности, а только оказывали помощь советом, подбором информации. Проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими работы. С этой целью я провожу специальные собрания – лекции, на которых разъясняю родителям суть научно – исследовательской деятельности учащихся, ее значимость для развития личности ребенка. Рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Проектно – исследовательская деятельность, как творческий вид работы, проходит следующие этапы: I – организационно – подготовительный: поиск проблемы, определяется тема, формируются исследовательские задачи, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования; II – технологический: осуществляется сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление документов и т.д. при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции; III – заключительный: подводятся итоги, проводится анализ и оценка деятельности. Так как наша гимназия камерное образовательное учреждение, все учащиеся 5, 6, 7 и отдельные ребята 3 и 4 классов являются членами научного общества. На уровне гимназии для учеников проводятся занятия по написанию, оформлению и защите рефератов, исследовательских и проектных работ. Учащиеся, освоившие данные виды работ в НОУ, играют роль консультантов и координаторов. В соответствии со своими интересами и склонностями они определяют темы своих работ и под руководством педагогов - предметников осуществляют исследовательскую деятельность, развивают навыки интеллектуального труда и коммуникативные способности. При выборе тем исследований мы учитываем приоритетные направления нашей гимназии, индивидуальные интересы ребят, актуальность и практическую направленность работ, наличие различных источников информации и литературы. В индивидуальном порядке обсуждаем формулировку темы, которая должна быть конкретной. Как руководитель рекомендую избегать тем, которые охватывают широкий объем материала, так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко и полно осветить весь имеющийся материал. Тема должна отражать содержание работы, быть логично связанной с целью исследования. Исследовательские работы, которые мы готовим, могут быть двух типов: реферативные; научно-исследовательские. Оба типа исследовательских работ ценны, но наибольшее значение имеет научное исследование. Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, презентации во время научно – практической конференции «Дети и наука», проходящей непосредственно в гимназии. Лучшие работы по решению педагогического коллектива и научного общества учащихся гимназии поощряются дипломами, ценными подарками, рекомендуются к представлению на региональную конференцию «Шаг в будущее» и размещаются на сайте гимназии. Оценка качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленной работы установленным требованиям. Но эксперты обязаны помнить, что они оценивают не объективную значимость работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки члены жюри вникают в личностные мотивы учащегося и его самооценку. Дни защиты проектов и последний этап конкурса мы хотим сделать праздничными и незабываемыми для детей и всех участников, и чтобы это переросло в традицию нашей гимназии. Я считаю, что научно – исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности ребёнка; улучшить контакт с учащимися; дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения. Научно – исследовательская деятельность учащихся в гимназии способствует: развитию интереса, расширению и актуализации знаний; развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; формированию установки на престижность занятий научно – исследовательской деятельностью; обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т. д.); формированию развивающей образовательной среды для ребенка; развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; развитию умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитию критического мышления. В результате участия детей в исследовательской деятельности, ребята постепенно начинают понимать значимость той работы, которую они выполняют, имеют возможность просмотреть и проанализировать свое продвижение на пути совершенствования логических и интеллектуально – коммуникативных умений, достижения цели выполняемой работы, приобретают навыки ораторского мастерства, умения слушать и слышать другого. У учащихся появился живой интерес к творческой работе. Внимательность, забота, уважение, добродушие и отзывчивость наших педагогов в сочетании со строгостью и требовательностью закладывают нравственные основы в душах наших гимназистов. Дети начали непринужденно оставаться после уроков на индивидуальные консультации по разным вопросам, либо просто приходят, когда нужен какой – либо совет. В ходе совместной работы в научно - исследовательской деятельности между учащимися и преподавателями сложились доброжелательные и открытые отношения, благодаря которым наши гимназисты загораются как искорки ярко горящего пламени. |
|
Ирина Федоровна Латушкина, руководитель научно-исследовательского общества «ЛЕСТВИЦА» НОУ «Православная Гимназия» г. Мирного РС(Я) |
Поделиться: