Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Опубликовано: 24-03-2016, 18:00Комментариев: 0

Цитата дня

Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений.

схиигумен Савва (Остапенко)

Мысли свт. Феофана Затворника

«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3).

В человеке две противоположности, а сознание одно – личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа – будет человек духовен; если она на стороне плоти – будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения.

И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу чрез пост, на сон чрез бдение, на покой чрез непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств чрез уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине.

В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание с свободою станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем.

С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество, и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Притча дня

Хвала и брань покойникам

К знаменитому подвижнику пришёл начинающий монах, прося указать ему путь совершенства.

– Этою ночью, – сказал старец, – ступай на кладбище и до утра восхваляй погребённых там покойников, а потом приди и скажи мне, как они примут твои хвалы.

На другой день монах возвращается с кладбища:

– Исполнил я твоё приказание, отче! Всю ночь громким голосом восхвалял я этих покойников, величал их святыми, преблаженными отцами, великими праведниками и угодниками Божиими, светильниками вселенной, кладезями премудрости, солью земли; приписал им все добродетели, о каких только читал в Священном Писании и в эллинских книгах.

– Ну, что же? Как выразили они тебе своё удовольствие?

– Никак, отче: всё время хранили молчание, ни единого слова я от них не услыхал.

– Это весьма удивительно, – сказал старец, – но вот что ты сделай: этою ночью ступай туда опять и ругай их до утра, как только можешь, сильнее: тут уж они наверно заговорят.

На следующий день монах опять возвратился с отчётом:

– Всячески поносил я их и позорил, называл псами нечистыми, сосудами дьявольскими, богоотступниками; приравнивал их ко всем злодеям из Ветхого и Нового завета, от Каина-братоубийцы до Иуды-предателя, от Гивеонитов неистовых и до Анании и Сапфиры богообманщиков, укорял их во всех ересях, от Симоновой и Валентиновой, до новоявленной монофелитской.

– Ну что же? Как же ты спасся от их гнева?

– Никак, отче! Они всё время безмолвствовали. Я даже ухо прикладывал к могилам, но никто и не пошевельнулся.

– Вот видишь, – сказал старец, – ты поднялся на первую ступень ангельского жития, которая есть послушание; вершины же этого жития на земле достигнешь лишь тогда, когда будешь так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы.

… в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны (2Кор.6:8)

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко. Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Св. Григорий Двоеслов, папа Римский.

(При каких условиях милостыня не бывает угодна Богу?).

   I. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатнаго и благочестиваго римскаго семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную должность губернатора и вступил в основанный им монастырь св. Андрея Первозваннаго. Раздав все имение на бедных и на монастыри, св. Григорий проводил жизнь в крайней нищете, и подвизался в воздержании и молитве. Избранный в епископы Рима, он долго отказывался от епископскаго сана и скрывался в потаенных местах. Когда убежище его было открыто, он покорился избранию и принял сан святителя римскаго. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближнему, Григорий тяготился высоким саном, но ревностно исполнял возложенныя на него обязанности: употреблял все свои доходы на помощь бедным, твердым словом пастыря усмирял врагов, нападавших на Италию, посылал проповедников Христовой веры в отдаленныя страны, напр. Августина послал в Англию, писал толкования на свящ. Писание, в беседах излагал жизнь и чудеса италийских святых; за эти беседы он прозван собеседником, Диалогом или Двоесловом. Ему принадлежит изложение на письме чина литургии Преждеосвященной, которая доселе совершалась по устному преданию.
   О его милосердии передается следующий разсказ: подвизаясь в обители св. Андрея, св. Григорий отдал шесть золотых монет одному человеку, который, спустя некоторое время, подвергшись страшной буре на море, лишился всего своего богатства и снова пришел к Григорию просить помощи. Григорий, не имея с собою денег, отдал ему серебряное блюдо. Впоследствии, уже занимая папский престол, св. Григорий велел однажды приготовить у себя обед для двенадцати бедных странников. Но во время трапезы он, к крайнему своему удивлению, заметил, что за столом сидят не двенадцать а тринадцать человек. После обеда св. Григорий, отпустив всех, подошел к тому, котораго он прежде видел, чтобы спросить его имя. Оказалось, что это был ангел хранитель его, который, некогда явившись ему в образе нищаго, испытывал его милосердие и, с тех пор, находился при нем неотлучно, охраняя его жизнь. Св. Григорий пал на колени и благодарил Бога.
   II. Св. Григорий Двоеслов подает нам, братие, урок быть милосердыми к нашим ближним.
    Нужды наших ближних бывают двоякаго рода: телесныя и духовныя. Кто по чувству сострадания, помогает ближним в их нуждах, тем делает дела милосердия, и именно: телесныя, ежели дела милосердия относятся к телу ближняго, или духовныя, ежели дела милосердия относятся к душе ближняго.
   Главнейшия из телесных дел милосердия исчислил Сам И. Христос, когда сказал; взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25:35-36).
   Но когда вразумляем погрешающаго, научаем неведущаго, особливо в нужном для спасения души, даем добрый совет сомневающемуся, утешаем скорбящаго, отчаявающагося, и т. п., тогда делаем дела милосердия духовныя. И те и другия дела милосердия составляют для нас весьма важную обязанность.
    Помогать ближним в их нуждах составляет весьма важную нашу обязанность. Господь говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6:36). Будите вси милостиви, братолюбцы, милосердни, благоутробни, говорит апостол Петр (1 Петр. 3:8). Страннолюбия не забывайте, поминайте юзники, аки с ними связани; — благотворения и общения не забывайте, говорит апостол Павел (Евр. XIII:1, 2, 16).
   Чтоб мы с большим усердием, с большею любовию помогали ближним в их нуждах, Господь побуждает нас к сему так сильно, что большее побуждение для нас, существ свободных, невозможно. Именно, Господ объявил, что пособия, оказываемыя нами нуждающимся братиям, Он признает за оказанныя Ему Самому, а также наш отказ в помощи нашим ближним Он признает за отказ, сделанный Ему Самому, а потому таковым Он скажет: понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите от Мене проклятии во огнь вечный. (Мф. 25:41, 45).
    Впрочем не всякая, оказываемая нуждающимся ближним, помощь богоугодна. Чтобы оказываемая ближним помощ была богоугодна, она непременно должна быть делаема из любви к Богу и к ближнему. Ибо собственно только две заповеди, как сказал Господь: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и пр. и: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Марк. 12:30, 31), так что в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Матф. 22:40).
   а) Кто подает бедному милостыню для того, чтобы прослыть щедрым, чтобы его хвалили и уважали, — того милостыня не достойна своего имени, и у Господа Бога не значит ничего, потому что такой благотворитель благотворит не из любви к Богу и ближнему, а из славолюбия и честолюбия. Он уже здесь получает свою награду, и посему лишается небесной.
   б) Кто прилежно ходит за каким-либо больным для того, чтобы по его духовной получить наследство, — того хождение за больным, как основанное не на любви, не достойно имени христ. помощи, и у Господа Бога не имеет никакой заслуги.
   в) Кто помогает бедному с тем, чтоб расположить его к какой-либо взаимной услуге, особенно к исполнению какого либо своего преступнаго желания, намерения, предприятия, — того дело отнюдь не есть дело любви к ближнему, а любви только к себе самому, и не только не достойно награды у Бога, но и, ежели не загладится покаянием, будет от Бога наказано.
   г) Кто подает нуждающемуся рубль, чтобы в настоящей же жизни получить от Господа Бога тысячу, или какия-либо важныя земныя выгоды, — того милостыня не достойна своего имени, и не значит у Господа Бога ничего. Ибо кто так помогает нуждающемуся, тот помогает не из любви к Богу и ближнему, а из корыстолюбия: тому нечего ждать от Господа Бога.
   д) Кто доставляет нуждающемуся какую-нибудь вещественную помощь, и то, что доставляет, берет без дозволения, тайно, у других, например: когда дети берут у своих родителей, слуги — у Господь, подчиненные — у начальника, — то такая помощь не есть милостыня, а кража, и следовательно не добродетель, а грех, хотя многие, к сожалению, этого не понимают.
   е) Кто кражею или каким-либо иным неправедным образом присвоил себе более или менее значительное чужое имущество, и думает, что, ежели он из того имущества подаст нечто нуждающимся, то избавится от обязанности возвратить чужое имущество, кому оно принадлежит, — тот делает не милостыню, а грех. Самая первая обязанность таковых людей состоит в том, чтобы с избытком возвратить неправедно приобретенное чужое имущество своему владельцу. Мытарь Закхей, правильно чувствовавший обязанность касательно владеемаго им чужого имущества, при своем раскаянии, сказал Господу: се пол имения моего даю нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
   ж) Кто оказывает нуждающемуся помощь, тот не должен оказывать ее только из приличия, неохотно, с прискорбием, или еще с досадою, дабы, например, только отвязаться от неотступнаго просителя. Кто так оказывает помощь, того помощь очевидно, не есть дело христ. любви к ближнему; и без сомнения неприятна, Богу потому что доброхотна дателя любит Бог (2 Кор. 9:7).
   III. Итак, все оказывайте помощь нуждающимся, какую кто может; но оказывайте, как должно; оказывайте; не ища людской славы, собственных выгод, или чего-либо подобнаго; оказывайте охотно, оказывайте из любви к Богу и ближнему. Всякий старайся сеять о благословении (обильно), чтобы о благословении (обильно) пожать в жизни будущей (2 Кор. 9:6). Души, которым Господь на страшном суде скажет: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, (Мф. 25:34), на веки будут упоены невыразимым блаженством. Аминь. (Сост. по кн. «Слова и беседы на все воскр. и праздн. дни» Григория, архиеп. казан. и свияж., т. 1, стр. 207— 214).

Источник: http://azbyka.ru/days/2016-03-25 http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/10_18

Поделиться:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный Coloring Pages Reddit Video Downloader
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"