Опубликовано: 12-02-2016, 18:00Комментариев: 0
Цитата дня
Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман.
прп. Иустин (Попович)
Притча дня
Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии1. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти испросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». - «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты». - «Видно, – с добрым помыслом, ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». - «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду». В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?» - «Хочу, – говорит, – взять у него благословение». – «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». - «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».
Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Преподобный Никита, епископ Новгородский.
Поучение 1-е. Препод. Никита, епископ Новгородский.
Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман.
прп. Иустин (Попович)
Притча дня
Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии1. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти испросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». - «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты». - «Видно, – с добрым помыслом, ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». - «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду». В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?» - «Хочу, – говорит, – взять у него благословение». – «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». - «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».
Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Преподобный Никита, епископ Новгородский.
Поучение 1-е. Препод. Никита, епископ Новгородский.
(Молитва и пост — как орудия борьбы с диаволом).
I. Св. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковию чудотворец, был сначала затворником и иноком киевопечерским. Будучи возведен во епископа новгородскаго, 13 лет пас церковь новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, с целию, чтобы прославиться, был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил св. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в новгородском Софийском соборе.
II. Злой дух, намеревавшийся погубить препод. Никиту, был прогнан молитвами св. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак «молитва и пост» суть могущественныя средства в борьбе с диаволом.
Господь I. Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: «сей род» — бесовский не «может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Марк. 9:29). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братие, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающаго нами духа злобы, необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвою и постом.
а) Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящагося над миром, соделывает прилежно молящагося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великаго молитвенника св. Иоанна Лествичника, есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. И, что всего важнее, высшая благодатная помощь Всесвятаго Духа, без которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовнаго мужества и оружия не предохранили бы Христова воина от вражеских козней и плена, приобретается молитвою. Ибо хотя Господь, как всеведущий, и прежде нашего моления знает наши нужды (Мф. 6:8), и как всеблагий, всегда готов нам ниспослать благодатную помощь, однако по премудрости Своей, не желая нарушать дарованной нам свободы, ниспосылает Свою помощь только просящим о ней у Него день и нощь (Лук. 18:4). Молящагося Сам Дух Божий укрепляет на брань, Сам поборает за него, как некогда за Моисея, стоявшаго на верху горы и поднимавшаго руки к Богу на одоление амаликитян (Исх. 17:10, 11), Сам поражает и прогоняет полчища сатанинския. Прилежно молящагося св. Нил подвижник уподобляет парящему в высоту птенцу орлему: последняго не может поймать птицелов, так и возносящуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершенно было святыми молитвенниками Божиими!
б) Для стяжания молитвы сильной и действенной в борьбе с исконным врагом нашего спасения — диаволом потребно строгое воздержание от пищи и пития и от всех чувственных удовольствий: молитвенные подвиги без поста не возможны для истиннаго воина Христова. Пост, по словам св. Василия Великаго, предпосылает молитву на небо, делаясь для нея как бы крыльями при восхождении души горе и в соединении с молитвою имеет великую силу не только над плотию нашею вещественною, над ея страстями и похотями, но и над самым невещественным производителем страстей и похотей — злым духом, диаволом, по непреложному уверению Христа Спасителя (Марк. 9:29).
Так как дух злобы соделывает нас своими пленниками, порабощая дух нашей плоти, то для освобождения себя из плена диавольскаго мы должны возвратить духу своему господство над плотию, умерщвляя ея вожделения, а это мы можем сделать через пост. Опыт показывает, что всякия пожелания усиливаются в нас по мере удовлетворения им и, наоборот, ослабляются по мере отказа в удовлетворении их, а потому, чрез строгий пост отказывая в удовлетворении своим плотским пожеланиям, мы тем самым естественно ослабляем в себе эти пожелания. Военачальник, желая покорить врагов своих, заключившихся в крепости несокрушимой, старается прежде всего отнять у них съестные припасы и воду, и враги, томимые голодом и жаждою, покоряются ему безпрекословно и без кровопролития. Подобным образом должна поступать и душа наша, когда хочет победить врагов своего спасения и вознестись своим умом и сердцем к Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться от всех плотских пожеланий и удовольствий, должна отнимать у своих врагов возможно больше пищи и пития, а особенно отнимать яства лакомыя и утучняющия тело, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словом сказать, должна соблюдать пост по уставу и наставлению св. церкви православной. Чрез пост, подлинно, сбывается в нас непреложное слово св. апостола: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).
III. Итак, братие, молитва и пост необходимы нам для одержания победы над врагом нашего спасения — диаволом: молитва соделывает душу невнимательною к наветам вражиим и укрепляет ее в борьбе со врагом благодатию Всесвятаго Духа, а пост располагает дух к молитве и порабощает плоть духу. (Сост. в сокращ. по проп. прилож. к «Рук. для с. п.» 1892 г., март).
Краткое житие святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя», – и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь по молитвам святых старцев возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства. Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.
Источник: http://azbyka.ru/days/2016-02-13; http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/8_54; http://azbyka.ru/days/sv-nikita-pecherskij-novgorodskij-zatvornik
Поделиться: