Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Опубликовано: 1-01-2016, 05:45Комментариев: 0

Краткое житие мученика Вонифатия Тарсийского

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закон­чить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мо­щи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воз­действием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Во­сток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил; «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, от­правляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами и всё время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя про­светленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий по влечению своего сострадательного сердца бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий отве­тил: «Я христианин», – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на муче­ния: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому ка­пищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, су­дья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпрепровождению. Снача­ла поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мучени­ческой смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное те­ло. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывше­го раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клири­ков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раз­дав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемна­дцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.
 
 
Полное житие мученика Вонифатия Тарсийского

Некогда в Риме проживала одна женщина по имени Аглаида, отец ее Акакий был некогда на­чальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и пользуясь свободной жизнью без законного мужа, она, побежда­емая страстью немощной плоти, проводила дни свои в любодеянии и грехах. Она имела у се­бя верного раба, который был управителем над домом и имениями ее, он был молод и кра­сив. Звали его Вонифатием, – и Аглаида жила с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение. И нет стыда говорить о сем, так как далее речь будет о блаженном и чудном изменении их жизни, ибо когда святым воздается похвала, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а имели, по­добно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в житиях святых для то­го, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправлению, зная, что при помощи Божией и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся. И действительно, прекрасно то услаждающее сердце повествование, в котором мы слышим, что грешник, по-видимому, не имеющий надежды на спасение, стано­вится сверх ожидания святым и притом мучеником Христовым, подобно святому Вонифатию, который во время любострастной жизни служил греху, а потом сделался исповедником, доб­лестным подвижником и славным страдальцем за Христа. Вонифатий во время своей распут­ной жизни был рабом греха, однако имел некоторые, достойные похвалы, добродетели: он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несча­стии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молил­ся Богу, чтобы Он избавил его от диавольских козней и помог ему сделаться господином над своими вожделениями и страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, но благоизволил устроить так, что нечистые дела его были омыты пролитием крови его, и через это самое душа его сделалась как бы царскою баг­ряницей и увенчалась венцом мученическим. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая идольская тьма покрывала весь Во­сток, и много верующих было мучимо и убиваемо за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде яви­лась спасительная мысль и сильное непреодолимое желание иметь в своем доме мучениче­ские мощи. Не имея из своих слуг никого вернее и исполнительнее Вонифатия, она позвала его, открыла ему свое желание и наедине сказала:

– Ты сам знаешь, брат о Христе, сколь многими грехами осквернены мы, совсем не заботясь о будущей жизни и спасении; как же мы предстанем на страшный суд Божий, на котором долж­ны по своим делам быть осуждены на тяжкие мучения? Но от одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, тот получает по­мощь ко спасению и в доме того грех не умножается, так что таковой может даже достигнуть того вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие, говорят, со­вершают подвиги за Христа и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне: ныне наступило время показать тебе, действительно ли ты имеешь любовь ко мне. Скорее ступай в те страны, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы с честью положить их у себя и построить храм то­му мученику и всегда иметь его своим хранителем, защитником и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Госпожа дала ему много золота, потому что нельзя было взять мучени­ческих тел без подарков и золота: нечестивые мучители, видя сильную любовь и усердие хри­стиан к мощам, не отдавали их даром, но продавали по дорогой цене и, таким образом, приоб­ретали себе большие доходы. Вонифатий взял у своей госпожи много золота, частью на вы­куп мученических мощей, а частью на раздачу милостыни нищим, приготовил также много раз­личных благовоний, полотна и всего, что потребно было для обвития честных мученических тел. Взяв с собою еще много рабов, помощников и коней, он собрался в путь. Выходя из дому, он, смеясь, сказал своей госпоже:

– А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, – примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и, укоряя его, сказала:

– Ныне время, брат мой, не для глумления, а для благоговения. Тебе следует во время пути тщательно охранять себя от всякого бесчинства и глумления: святое дело должно совершать честно и благочинно, и в пути сем тебе следует пребывать в смирении и воздержании, помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны. Иди с миром, Бог же, зрак раба принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя на добрый и благополучный путь.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи и отправился в путь, размышляя в уме о том, к чему он должен будет прикасаться своими оскверненными, грешными руками. Вони­фатий стал сокрушаться о своих прежних грехах и решил поститься: не есть мяса, не пить ви­на, а усердно и часто молиться, чтобы придти в страх Божий. Страх же – отец внимания, а вни­мание – матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния. Так Во­нифатий насадил в себе корень покаяния, начав со страха Божия, внимания к себе и непре­станных молитв, он стяжал себе желание к совершенному житию.

Когда Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый киликийский город Тарс[1], в нем то­гда при царе Диоклитиане и соправителе его Максимиане было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Оставив рабов в гостинице, он пове­лел им отдохнуть, а сам, не отдыхая, тотчас же пошел смотреть на страдания мучеников, о ко­торых раньше слышал. Придя на место мучения, Вонифатий увидал множество народа, со­бравшегося смотреть на производимые христианам мучения. Всем им была объявлена лишь одна вина: христианская вера и благочестивая жизнь, но муки на них были налагаемы нерав­ные и неодинаковые: один висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь, дру­гой был крестообразно привязан к четырем столбам, иной – лежал перепиленный пилой, иного мучители строгали острыми орудиями, иному – выкалывали глаза, другому – отсекали члены тела, иного надевали на кол и, подняв от земли, утверждали кол в земле, так что он проходил ему до шеи, у иного кости были сломаны, у иного – руки и ноги были отсечены, и он, подобно клубку, катался по земле, но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перено­ся нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божиею. Блажен­ный Вонифатий с вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению муче­ников, то желая себе такого же венца, потом, исполнившись Божественной ревности и став по­среди того места, начал обнимать всех явивших себя мучениками, которых было уже человек двадцать, и, в слух всех, громко воскликнул:

– Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь вели­ких муках!

Произнеся это, он снова стал лобызать мучеников и с любовию целовать их ноги, а у тех, кото­рые не имели ног, остальные части тела, обнимая мучеников, прижимал он их к груди, называя их блаженными, потому что, претерпев мужественно кратковременные муки, они тотчас полу­чат вечный покой, отраду и бесконечную радость, при этом Вонифатий молился о себе, чтобы и ему быть содругом мучеников в таком подвиге и причастником венца, который они получают от Подвигоположника – Христа. Весь народ устремил свои взоры на него, особенно судья, ко­торый мучил святых страдальцев. Видя перед собою в лице Вонифатия пришлеца и незнако­мого человека, он спросил: кто он и откуда? И тотчас, приказав схватить его и привести к се­бе, спросил:

– Кто ты?

– Христианин! – отвечал святой.

Но судья хотел знать его имя и происхождение. Отвечая на это, святой сказал:

– Первое и самое любимое мое имя – христианин, пришел же сюда я из Рима, а если хочешь узнать и то имя, которое мне дано от родителей, то меня зовут Вонифатием.

– Итак, Вонифатий, – сказал судья, – приступи к нашим богам, пока я не растерзал твоей пло­ти и костей, и принеси им жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, из­бавишься от грозящих тебе мук и от нас получишь много даров.

В ответ на это Вонифатий сказал:

– Не следовало бы мне даже и отвечать на твои слова, но я снова скажу то, что уже много раз повторял: я – христианин, и только это ты услышишь от меня, а если не желаешь слышать это­го, то делай со мной, что тебе угодно!

Когда Вонифатий произнес сии слова, тотчас судья повелел раздеть его, повесить вверх нога­ми и сильно бить. И святой был биен так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости. Он же, как бы не чувствуя страданий и не заботясь о получаемых ранах, устремлял лишь глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и уте­шаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель повелел немно­го ослабить ему муки и, пытаясь снова убедить его словами, сказал:

– Вонифатий, это начало мучения пусть послужит тебе к указанию, что тебе лучше избрать: вот ты испытал нестерпимые страдания, образумься же, окаянный, и принеси жертву, а то немед­ленно подвергнешься еще большим и лютейшим страданиям.

Святой возразил:

– Зачем повелеваешь мне непристойное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести жертву им!

Тогда судья в сильном гневе повелел вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи и ум к небу, молча терпел. Затем судья придумал новое мучение: он пове­лел растопить олово и влить в рот святому. Когда олово растоплялось, святой, воздев к небу руки свои, молился:

– Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мною, облегчая мои страдания. Ты – единственное мое утешение: даруй же мне яв­ное знамение того, что Ты помогаешь победить мне сатану и этого неправедного судью: ради Тебя, как Сам Ты знаешь, я страдаю.

Окончив эту молитву, Вонифатий обратился и к святым мученикам с просьбою, чтобы они сво­ими молитвами помогли ему претерпеть страшную муку. Мучители, приступив к нему, открыли ему рот железными орудиями и влили олово ему в горло, но не причинили вреда святому. При­сутствовавшие при мучениях, увидев такую жестокость, содрогнулись и стали восклицать:

– Велик Бог христианский! Велик есть Царь – Христос! Все веруем в Тебя, Господи!

Так восклицая, все обратились к близнаходящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, на судью же громко негодовали и бросали в него камнями, чтобы убить его. Судья, встав с судейского места, со стыдом убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стра­жей.

Утром, когда волнение утихло и народное восстание приостановилось, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулений на Господа своего, сам произнес много досадитель­ных для судьи слов, в свою очередь ругая бездушных богов и обличая ослепление и безумие поклоняющихся им, и тем самым еще более разгневал судью, который немедленно повелел растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего ра­ба: внезапно сошел с неба Ангел и оросил мученика в котле, когда же смола вылилась, то во­круг образовалось сильное пламя, которое попалило многих стоявших около нечестивых языч­ников. Святой же вышел здоровым, не получив от смолы и огня никакого вреда. Тогда мучи­тель, видя силу Христову, испугался, как бы ему самому не пострадать, и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Воины, взяв мученика, повели его на усечение. Святой же, выпро­сив для себя некоторое время для молитвы, обратился к востоку и молился:

– Господи, Господи Боже! Сподоби меня милостей Твоих и будь мне помощником, чтобы враг за мои грехи, безумно содеянные, не преградил путь к небу, но приими с миром мою душу и вчини меня вместе с святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру до конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребыва­ешь во веки!

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен, от раны его истекла кровь вместе с молоком. Неверные, видя чудо это, обратились тотчас ко Христу – числом око­ло 550 человек, и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, смеясь, своей госпоже то, что действительно доказал и совершил на деле[2].

Между тем друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним для отыскания мощей, не зная ничего о случившемся, сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Видя, что он к вечеру не возвращается, они удивлялись, не видя его и всю ночь, а также и утром на другой день, на­чали судить и дурно отзываться о нем (как после сами рассказывали), предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами:

– Вот, – говорили они, смеясь, – как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!

Но так как он не возвращался и в другую ночь, и на третий день, то они начали недоумевать и искали его, ходя по всему городу и расспрашивая о нем. Случайно, или, лучше сказать, по Бо­жию усмотрению они встретили человека, который был братом комментарисия[3], и спросили его, не видел ли он одного человека, странника, пришедшего сюда. Тот ответил, что вчера некоторый чужестранный муж, пострадав за Христа на месте мучений, осужден был на смерть и усечен мечом.

– Не знаю, – говорил он, – тот ли это, кого вы ищете? Скажите, каков он видом?

Они описали внешний вид Вонифатия, что он невелик ростом, имеет рыжие волосы; передали также и о других приметах его лица. Тогда человек тот сказал им:

– Наверное, это и есть тот, кого вы ищете!

Но они не поверили, говоря:

– Не знаешь ты того человека, которого мы ищем.

И, беседуя между собой, вспоминали прежний характер Вонифатия, ругались над ним и гово­рили:

– Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!

Но брат комментарисия настаивал на своем.

– По наружности такой, как вы говорите, человек вчера и третьего дня, действительно, был мучим на суде, – сказал он, – впрочем, что же препятствует вам? Идите – и сами увидите тело его, лежащее на месте, где он был усечен.

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где стояла военная стража, чтобы тела мучеников не были похищаемы христианами. Шедший впереди человек по­казал им на лежащего усеченного мученика и сказал:

– Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидали тело мученика, тотчас же начали узнавать друга своего, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, совершенно удостоверились, что это – Вонифа­тий, и весьма удивились, а вместе с тем стали чувствовать и стыд, потому что думали и гово­рили о нем дурно, боялись и того, чтобы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения.

Когда они смотрели на лицо святого и были в сильном изумлении, вдруг увидели, что Вонифа­тий понемногу стал открывать глаза, и милостиво смотрит на них, как на своих друзей, уста улыбаются, лицо светится, как будто показывая вид, что он прощает им все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе обрадовались и, проливая теплые слезы, плакали над ним, говоря:

– Раб Христов, забудь грехи наши, что мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ру­гались над тобой!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет и взяли тело и голову святого Вонифатия, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, отпра­вились к себе домой, везя тело мученика госпоже своей. Когда они приближались к Риму, Ан­гел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:

– Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужи­телем, прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно по­читай его, потому что он хранитель души твоей и защитник твоей жизни.

Она, проснувшись, ужаснулась, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вы­шла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно со слезами как господина. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В имении своем, отстоявшем от Рима в 50 стадиях[4], Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, уже после того как многие чудеса стали совершаться по молитвам мученика, истекали многоразличные исцеления больным, изгоня­лись из людей бесы, и многие молящиеся у гроба святого получали исполнение своих проше­ний.

После и сама блаженная Аглаида, разделив все свое имение нищим и убогим, отреклась от ми­ра и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому му­ченику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом[5].

Так сия двоица святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получила добрый конец, один, кровью омыв свои грехи, удостоился мученического венца, другая же слезами и суровою жиз­нью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными перед Господом Иисусом Христом, Которому слава во веки. Аминь.

Примечания

[1] Киликия – юго-восточная римская провинция Малой Азии. – Тарс – большой и населенный город этой провинции, в южной части ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море, – доселе довольно значительный торговый город.

[2] Св. мученик Вонифатий пострадал и скончался 19 декабря 290 г.

[3] Коментарисий – начальник над тюрьмами в Римской империи и делопроизводитель при су­дебных процессах, производивший предварительные расследования над обвиняемыми, осо­бенно над христианскими мучениками.

[4] Стадия – мера длины в 88 саженей; след., 50 стадий равняются без малого 9 верстам. Го­лову св. Вонифатия видел впоследствии в Константинополе в 1200 г. русский паломник Анто­ний. Над храмом святого Вонифатия в Риме, построенного ему еще Аглаидою, после соору­жен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время чест­ные головы их хранятся отдельно.

[5] По римским актам свв. мучеников и греческому синаксарю святогорца Никодима, Аглаида после подвигов удостоилась даже дара чудес и изгнания демонов, она причислена к лику свя­тых, и память ее празднуется вместе с св. мучеником Вонифатием.
 
Молитвы
Тропарь мученика Вонифатия

глас 4

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.
Ин кондак мученика Вонифатия

глас 4

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря,/ показал еси мужески крепость свою,/ устремився на страсти исповеданием во Христа,/ Иже прием почесть победы твоего страдания,/ Вонифатие, присно моли за ны.
 
Источник: http://azbyka.ru/days/sv-vonifatij-tarsijskij
 

Поделиться:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный Coloring Pages Reddit Video Downloader
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"