Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Опубликовано: 4-12-2018, 11:21Комментариев: 0

Предлагаем вашему вниманию теоритическую часть исследовательской работы ученика 7 класса Православной Гимназии Симонова Леонида на тему "АЛСИБ. Изучение истории родного края через занятие авиамоделизмом". Леня уже не один год увлекается сбором моделей различных типов самолетов. И однажды, работая над очередной моделью, он задался вопросом: "А кто и когда летал на этой боевой машине?" Стараясь дать самому себе ответ на вопрос, работая с историческими справочниками, юный конструктор открыл для себя неизвестный пласт истории Родины времен Великой Отечественной войны. Читайте далее...   
 
Изучение истории родного края через увлечение авиамоделизмом

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? 
Разве не было бы такое забвение предательством перед
памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, 
одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя
нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без 
памяти о бедствиях и подвигах минувшей войны.»
С. Смирнов «Брестская крепость»

1. Введение.
Авиационный моделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой, увлекательное и серьезное занятие. Это мое основное хобби. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Андрей Туполев, Михаил Громов, Александр Покрышкин, космонавты Юрий Гагарин и Георгий Береговой, и еще очень много талантливых соотечественников. Модель самолета незаметно вводит в круг авиационных понятий, основ теорий полета, устройство летательных аппаратов, но не менее важное значение моделизм играет в изучении исторических событий, связанных с авиацией.
Собирая новую модель самолета, играя в компьютерную игру, ты непосредственно соприкасаешься с историей использования этого типа самолета, героическим временем и людьми, которые управляли штурвалами воздушных боевых машин в грозные годы Великой Отечественной войны.
Собирая модели самолетов периода Великой Отечественной войны, я узнал, что часть боевых машин поставлялась в Советский Союз по Ленд-лизу из США и Великобритании. «Харрикейн», «Спитфайр», P-39 «Аэрокобра», Р-40 «Кертис», Р-47 «Тандерболт», Р-63 «Кинг Кобра», А-20 «Бостон», В-25 «Митчел», С-47 «Дуглас», «Летающая лодка «Каталина» использовались советскими летчиками на фронтах Великой Отечественной войны. 
 
Р-39 «Аэрокобра»
 
Для меня стало очень интересным открытием, что через территорию нашего края проходила трасса Красноярск – Уэлькель, по которой в Советский Союз поставлялась авиационная техника из США. Этот вопрос очень меня заинтересовал, и я решил посвятить ему свою исследовательскую работу и познакомить с ней моих сверстников.

2. Исторический экскурс.
Далеко не всем известно значение слова «АлСиб». Поначалу оно было таким и для меня. Что же означает эта абривиатура? «АлСиб» - сокращенно от «Аляска – Сибирь». 
Первые поставки военно-технических грузов в Советский Союз по Лэнд-лизу через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Немцы, базируясь в Северной Норвегии, топили суда конвоев с ценным грузом. Так, в составе конвоя PQ-17 в 1942 году было потеряно 270 единиц авиационной техники. Транспортировка по южному маршруту, через Индийский океан и Иран, занимала от двух до четырех месяцев. Вступление Японии в войну, как союзницы фашистской Германии, внесло свои коррективы. Требовался более безопасный маршрут, о чем в конце 1941 года президент Рузвельт писал Сталину: «Если бы было возможно осуществить поставки самолетов из США в СССР через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени».
По заданию Государственного комитета обороны СССР специалисты гражданского воздушного флота, военно-воздушных сил, полярной авиации изучили различные маршруты и варианты направления воздушной трассы с Аляски. Выбрали маршрут через Чукотку, Калыму и Якутию до Красноярска.
  • Схема трассы «АлСиб»
Командовать прокладкой перегоночной трассы Государственный комитет назначил известного полярного летчика, Героя Советского Союза В.С.Молокова. Назначили неспроста. До войны он жил в Красноярске, работал на Енисейской авиалинии, в 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелет по маршруту Красноярск-Киренск-Якутск-Нагаево-Нижнеколымск-Уэлен и обратно вдоль Арктического побережья до Архангельска. 
  • В.С.Молоков
Огромную работу вели специалисты аэродромного строительства. Их забрасывали, куда было возможно, самолетами, а дальше они добирались на оленьих и собачьих упряжках, на лыжах и пешком.
    
В ноябре 1941 года уже на имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания. Развернулось строительство запасных и промежуточных аэродромов – Алдан, Олекминск, Оймякон (полюс холода). Строительство с учетом сурового климата, проходило в тяжелеших условиях, мне хватало техники. К осени 1942 года на всей трассе было в сильно изношенном состоянии 9 тракторов, 17 грузовых машин, 14 бензозаправщиков.
Начальником красноярской воздушной трассы был назначен еще один изветный полярный летчик, Герой Советсткого Союза, полковник И.П.Мазурук.
  • И.П. Мазурук
В июле 1942 года по строящейся трассе пролетел на американсков В-25 «Митчел» летчик-испытатель, Герой Советсткого Союза В.Коккинаки.
Введение трассы шло днем и ночью в любые погодные условия. Фронту были нужны самолеты. Понеся тяжелые потери на начальном этапе Великой Отечественной войны, советская авиация героическими усилиями сдерживала армады немецких самолетов. Большая часть авмационных заводов, эвакуированных на Урал и в Сибирь, еще не в полной мере наладила выпуск отечественных машин.
В начале августа 1942 года началось формирование первой перегоночной авиационной дивизии, управления и подразделения красноярской трассы. С фронта откомандировали опытных боевых летчиков и штурманов. В Иваново сформировали пять перегоночных авиаполков. Первый полк перебросили в г.Фербенкс на Аляске, второй – в Уэлькаль, третий – в Сеймчан, четвертый – в Якутск, пятый – в Киренск.

  • Летчик якутянин В.И.Кузьмин
7 октября 1942 года из Фербенкса вылетела первая группа истребителей Р-40 «Киттихаук».
Первый участок трассы от Фербенкса до Уэлькаля протяженностью 1493 км был одним из самых трудных. На Аляске он пролегал над дремучими лесами, через вечно пасмурный Беренгов пролив и над пустынной тундрой Чукотки. Но самым тяжелым считался третий участой Сеймчан – Якутск. Приходилось преодолевать  1167 км через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках.
  • Самый тяжелый третий участок Сеймчан - Якутск
На что могли рассчитывать экипажи бомбардировщиков или летчики на истребителях в случае аварий и вынужденной посадки? Шла война и о поисково-спасательных экспедициях можно было только мечтать. Тем не менее летели, летели потому что эти самолеты ждали на фронте их товарищи по оружию.
Было много сложностей, связанных с переводом единиц измерения (милей, фунтов, галлонов), инструкций на английском языке. Но самое опасное – морозы. Самолеты покрывались ледяной коркой, масло превращалось в камень, лопались резина и шланги, выходила из строя гидравлики, отказывали карбюраторы, моторы стыли в воздухе. Трасса слабо была оборудована радионавигационными средствами.
Между тем, «АлСиб» все больше становился и дипломатической авиалинией. По трассе летали дипломаты и военные, послы СССР в США М.Литвинов и А.Громыко, американские генералы, а в 1944 году даже вице-президент США Г.Уоллес.
Особенно трудно приходилось техническому составу зимой. Моторы разогревали железными печками. Из отчета о работе дивизии за 1944 год: «Техсостав в обстановке низких температур, до минус 50*, при отсутствии специального обмундирования, приспособленного к северным условиям, высококвалифицированно готовит материальную часть к полетам».
  • Тяжелые зимние условия
После капитуляции Германии в мае 1945 года трасса продолжала работать еще четыре месяца.
30 января 1945 года I-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии по Постановлению Президиума Верховного Совета СССР было вручено Красное Знамя как символ чести и доблести.
За три года, как записано в формуляре дивизии, по трассе перегнали 8094 самолета. За время работы трассы погибло 114 человек, утрачено 81 самолет в результате аварий и катастроф.
Инфраструктура АлСиба оказалась способной обеспечить воздушные транспортные перевозки, необходимые для освоения региона. 
Оценить заслуги тех, кто разведал, строил, обслуживал трассу и перегонял самолеты очень сложно. Но забыть о подвигах тысяч советских людей, в том числе и наших земляков, мы не имеем права. Надо всегда помнить об этой странице нашей истории, как еще об одном подвиге за гранью возможного.
В нашей республике помнят об этом. В прошлом году отмечалась памятная дата – 75 лет трассы «Аляска – Сибирь», 10 тысяч километров подвига.
Героизм всех участников «АлСиба» увековечен в памятниках, музеях, памятных досках: 
-Уменьшенная копия мемориала в Фэрбанксе (Аляска, США) в Якутске, музей ДОСААФ;
- Мемориал памяти в аэропорту г. Якутска над захоронением экипажа бомбардировщика Б-25, разбившегося в окрестностях города 7 мая 1943 года, с выбитыми на плитах именами 114 погибших на трассе лётчиков и мемориальная доска на здании международного сектора аэропорта;
- Истребитель Р-39 «Аэрокобра» на постаменте в Якутске в сквере имени Гагарина;
- Истребитель Р-39 «Аэрокобра» на постаменте в аэропорту г. Олёкминска (Республика Саха (Якутия));
- Мемориал в городском парке города Киренска на улице Ленина, посвящённый героям «АлСиба»;
- Памятный обелиск в Кадыкчанe на могиле разбившихся на А-20 лётчиков: капитана И. А. Ковылина, сержанта Н. Д. Борискина и штурмана капитана Д. В. Михасёва;
- Экспозиция «Секретная трасса АлСиб» музея лицея № 11, г. Красноярск.
Проект школьного музея лицея № 11 г. Красноярска «Поднять самолёты, вернуть имена…»;
- Мемориальная доска в Красноярске на доме по ул. Вавилова, 35, посвящённая «АлСибу»;
- Памятник на братской могиле 30 лётчиков, погибших 17 ноября 1942 года в Красноярске (Троицкое кладбище);
- Исследовательский центр Аляска—Сибирь, г. Джуно, США (Alaska-Siberia Research Center);
- Памятник погибшим лётчикам экипажа C-47 в Эгвекиноте, скульптор К. Добриев.
            
3. Изучение моделей самолетов и подвига их пилотов.
Собирая модели самолетов Великой Отечественной войны, соприкасаешься с героической историей Родины. Многие военные летчики, в том числе летчики-ассы, воевали на машинах, поставляемых по Ленд-лизу. 
Знаменитый летчик Северного Флота, дважды Герой Советского Союза, Борис Сафонов, защищая северные морские караваны, воевал на английском «Харриккейне». Погиб в неравном бою в 1942 году.
  • Дважды Герой Советского Союза, Борис Сафонов
Прославленный военный летчик, трижды Герой Советского Союза, Александр Иванович Покрышкин с весны 1943 года летал на Р-39 «Аэрокобра», который был доставлен по трассе «АлСиб».
  • Трижды Герой Советского Союза, Александр Иванович Покрышкин
 
4. Вывод.
Занимаясь в военно-патриотическом клубе «Пересвет», мы обращаемся к военно-исторической памяти. Создавая Уголок Боевой славы, уделили особое внимание изучению подвига наших земляков-якутян.
Сдавая квалификационные испытания на право ношения клубного оливкового берета, готовясь и участвуя в мероприятиях, посвященных героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, мы стараемся быть достойными памяти наших дедов и прадедов.
Пусть мое исследование послужит умножению памяти, откроет малоизвестные страницы истории нашей Родины для сверстников. Даже одна маленькая модель самолета может открыть целый пласт истории…

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 

Авиационная трасса "Аляска-Сибирь". 1941 - 1945г.г.

 


 


 

 


 


 

 



 

Поделиться:

 

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"