Православная Гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского


Опубликовано: 30-03-2013, 15:45Комментариев: 0

28 марта 2013 г. в гимназии прошла VI Читательская конференция по рассказу Валентина Распутина "Уроки фрацузского". Это одно из лучших произведений писателя. Героиня рассказа — молоденькая учительница французского языка — одна лишь увидит, как нелегко живется ее талантливому, но полуголодному ученику. Испробовав все открытые способы помочь ему, она решится, по словам директора школы, на «преступление» — отважится играть с мальчишкой в «пристенок» на деньги. Чем это обернулось для самой учительницы? Как оценивал мотивы ее действий тот мальчишка? Об этом вспоминает через много лет герой, немало переживший и постепенно для себя самого осознавший смысл этих «уроков» — уроков человечности, доброты и сострадания. А что пережили наши ребята, читая рассказ?
Читательская конференция по повести Валентина Распутина
«Уроки французского»
Цель:
Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина
Раскрыть душевный мир героя рассказа;
Показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
Показать неординарность учительницы;
Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках
Хорошего сердца и правильной
души так не достает нам, что чем больше
наши герои и мы будем жить, тем лучше
для нас будет.
В.Г. Распутин
Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин
Ход конференции
1.Организационный момент.
Слово учителя.
Разговор у нас сегодня пойдет о героях рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
Именно в нем мы найдем важные качества человеческого характера, которые ценит автор. Они вызывают симпатию к героям рассказа и у читателей. А еще мы поговорим о доброте и нравственности.
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В.Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.
Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека хрупка, нужно ее беречь.
Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.
“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.
II. Выступление учащихся 8 класса «Биографический очерк жизни и творчества В.Г.Распутина»
III.Слово учителя
Ребята! Вам всем, конечно, известно, что рассказ В.Г. Распутина автобиографичный, и его учительница, Лидия Михайловна Молокова, жившая в Нижнем Новгороде, после опубликования рассказа прочитала его и узнала себя в главной героине. Она сама нашла Валентина Григорьевича, и они долгое время переписывались. В одном из номеров газеты «Труд» за 2007 появилось интервью с Лидией Михайловной: «Валя приглашал меня в Иркутск. Для меня эта поездка обременительна, но побывать хотелось бы. Жаль только, что место, где школа стояла, затопили. Но вы, конечно, знаете, что школу Валя спас – перенес в другое место…»
– Сам Валентин Распутин объяснял это так: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области.
Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.
Послушаем сообщение об истории создания рассказа.
IV. Выступление 5 класса «Прототип учительницы»
Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На экране всплывают качества: доброта, порядочность, способность к состраданию, милосердие и другие).


V. Обобщение знаний учащихся о героях рассказа «Уроки французского»
1. О чем повествует произведение “Уроки французского”?
2. Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа. (В годы после войны).
3. Какие трудности испытывает главный герой рассказа? (Он оторван от семьи, одинок, голодает. Еще ему с трудом дается французский язык).
4. Кто из героев рассказа приходит на помощь мальчику? (Учительница французского языка Лидия Михайловна).
5. Ребята! Если вы оказались бы в таком же затруднительном положении, что и главный герой, вы приняли бы помощь Лидии Михайловны? (Учащиеся отвечают).
6. Почему главный герой не принимает помощи учительницы? (Он гордый. Ему стыдно принимать еду от учительницы).
7. Как Лидии Михайловне удалось помочь мальчику? (Она играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а главный герой на выигранные деньги покупает себе молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время).
8. Но азартные игры запрещены.Разве может учитель играть на деньги со своим учеником? (Ни один из честных, законных способов, которым учительница пыталась помочь своему ученику, не срабатывал – мальчик отказывался принять помощь от учителя. Только игра в «замеряшки» позволила Л.М. помочь мальчику и, возможно, спасти его от смерти).
9. Директор увольняет Лидию Михайловну из школы, называя ее поступок безнравственным. А какое название вы дали бы ему? (Ее поступок можно назвать благородным, милосердным, добрым).
10. Что привлекает вас в мальчике? В его характере? (Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели).
11. В каких эпизодах проявляются эти черты характера?
12. Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых? (Эпизоды из повести, рассказывающие о голоде).
13. Как харктеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
14. Охарактеризуйте игроков в “чику” (Вадик, Птаха, Тишкин).
15. Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).
16. Каковы были успехи героя рассказа в школе? (По всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
17. Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».).
18. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
19. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).
20. Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (Уроки подлости, злобы, зависти, жестокости и т.д.)
21. Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).
22. Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой? (Хотела помочь, боялась, что он попадет в дурную компанию. Учительница сердцем поняла, что ребенка надо спасать.)
23. И как она решила его спасать? (“Подтянуть” в учебе, т. к. проблемы были только с французским языком, но особенно ей хотелось подкормить мальчишку. Учительница осознавала, что без поддержки взрослых ребенок может сбиться с верного пути.)
24. Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?
25. Почему он перестал бояться французского языка?
26. Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?
27. Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
28. Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?
29. Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна? (Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце).
VI. Слово учителя.
Итак, герой не раз выбирает. Он слышат свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты.
Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека, и выбудете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.
VII. Выступление 6 класса «Викторина»
VIII. Слово учителя.
Герой повести получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.
IX. Слово учителя.
Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили и не забывайте «возвращать ее миру».Ведь, как говорил В.П. Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в вашей душе.»
Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов.
Хочу оставить я на память о себе
Вот эти строки, посвященные тебе:
Ты той товарищ, моя муза,
Мой кровный брат и даже мать
Легко шагать с тобой по жизни:
Ты научил меня писать,
Любить себя и верить в чудо,
Быть к окружающим добрей
Заботиться о лучшем друге,
Не обижаться на людей.
Все эти истины простые
Познал с тобой я наравне,
И я хочу сказать: «Учитель!
Ты самый лучший на земле».
X. Выступление 7 класса. Чтение стихотворений об учителях.
XI. Слово учителя.
Закончить сегодняшнюю конференцию я хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
VI Читательская конференция
VI Читательская конференция
VI Читательская конференция
VI Читательская конференция
VI Читательская конференция

Поделиться:

 

100 лучших школ России

Школа цифрового века

Горячая линия ЕГЭ

Официальный сайт Православного прихода Свято-Троицкий г. Мирный
Икона дня
Православный календарь

ЧОУ "Православная Гимназия во имя Св. Иннокентия митр.Московского"